Выступления Андрея Анатольевича Галаева на Празднике хлеба

Уважаемые коллеги,

На Празднике хлеба я представляю Тверской завод пищевого оборудования, часть его дилеров и торговую организацию Индустрия холдинг, так же ведущий отраслевой институт ГосНИИ хлебопекарной промышленности и отдельных инвесторов в хлебопекарной отрасли.

Позвольте  выразить  благодарность орг. комитету Праздника и лично Президенту Российской гильдии пекарей и кондитеров Кацнельсону Юрию Менделевичу  за возможность выступить на этой площадке и принять участие в Празднике хлеба. Доклад будет посвящен необходимым и существенным в современных условиях экономическим показателям хлебопекарного оборудования.

Доклад основан на данных отдела количественных исследований Mix Research, ГосНИИХП, Минсельхоза, Росстата, FINMARKET, аналитических и консалтинговых компаний «Боско-Л», Step by step, Первого Независимого рейтингового агентства и других источников.

За последние 10-12 лет в отрасли хлебопечения произошли значительные изменения в ценах на муку, хлеб, энергоносители. Изменился рынок хлеба, объем продаж в тоннах и руб, количество и состав производителей.

Перечислю известные большинству факты.

Данные могут расходятся по причинам разных методик  расчета - но на общую картину в отрасли это не влияет.

Итак, с 2002 года по 2014 год:

  • Цены на муку возросли в 2,8 раз.
  • Тарифы на электроэнергию возросли в 2,9 раза.
  • Реальная средняя зарплата в 4 раза.
  • Возросла «собираемость налогов»
  • Себестоимость хлеба массовых сортов увеличилась минимум в 4 раза.

При этом средняя оптовая цена на массовые сорта увеличилась только в 2,8 раза.

Все это не могло не вызвать структурных изменений в отрасли в целом и в требованиях к хлебопекарному оборудованию и его экономическим параметрам, в частности.

Так, количество крупных и средних хлебозаводов в России снизилось с 3000 до 700 в 2015 году. В это же время, в 6 – 7 раз (!) возросло количество (действующих) предприятий малого бизнеса в хлебопечении. Речь идет о мини-пекарнях и пекарнях средней производительности, так называемых пекарен «У дома», что в шаговой доступности от метро и жилых массивов, предлагающих свежую выпечку. При поддержке государства прогнозируется дальнейший рост количества мелких и средних  предприятий.

Наша группа компаний – относится к предприятиям обеспечения основной отрасли и планирует свою деятельность в соответствии с  развивающимися тенденциями.

Рост количества игроков на рынке, на фоне сокращения потребления хлебобулочных изделий на 25% (с 8,5 млн. тонн до 6,5 млн. тонн), привел к росту и обострению конкуренции.

Конечно, в массовых сортах хлеба мини пекарни чисто технологически проигрывают  в себестоимости крупным и средним хлебозаводам. Существенная часть их ниши – нетрадиционные и специальные сорта. Ведь не весь ассортимент хлебобулочных изделий демонстрировал отрицательную динамику. Все падения произошли за счет массовых и традиционных сортов хлеба. И, напротив, рост, например, показали:

  • хлебобулочные изделия весом менее 300 грамм
  • хлеб длительного хранения
  • оригинальные и национальные  изделия.
  • самый характерный пример – лаваши всех видов и хрустящие хлебцы.

Выигрывают хлебопеки выбравшие специальные сорта хлеба из натуральных продуктов без хим. добавок, оздоровительного действия и для определенных групп населения:

  • хлеб для детей
  • для пожилых людей
  • диетические сорта для диабетиков,  для больных с заболеванием ЖКТ
  • хлеб для спортсменов, военных, и т.п.

Для целей успешного сбыта, в ассортименте пекарни должно быть не менее двух десятков подобных сортов, что для отдельно взятой мини пекарни может привести к дополнительным издержкам.

На наш взгляд, проблему может решить создание Ассоциаций пекарен с целью обмена ассортиментом методом встреченных поставок.

Группа предприятий, которую я представляю, готова помочь мини пекарням, с подбором ассортимента, предоставлением рецептур и технических условий на хлебобулочные изделия, в т.ч.  сорта специального назначения, а также  оказать содействие с  организацией встречных поставок.

Прирост мелкого бизнеса в хлебопечении сопровождается увеличившимся количеством  банкротств.  Фактом остается, что за анализируемый период закрылись более 10 тысяч мини пекарен. Кроме ошибок с  ассортиментом продукции (о чем было уже сказано), неразвитого маркетинга и управления сбытом, серьезная причина  низкой экономической эффективности – непрофессиональный подход при выборе хлебопекарного оборудования.

Мы, по мере возможностей, организуем лекции, объясняя пекарям, что есть ряд существенных технико-экономических параметров оборудования, кроме производительности, определяющих себестоимость выпечки  в мини пекарнях, которые нужно учитывать в обязательном порядке:

  • Энергопотребление хлебопекарного оборудования.  (электроэнергия, газ, вода, диз. топливо) в рублях на единицу выпечки. При разной загрузке и разном типе оборудования эта статья затрат в мини пекарне может составлять  от 1,5 до 5 рублей на 1 кг.
  • Стоимость оборудования.

Если вы рассчитываете, что оборудование должно окупиться за 10 лет, ежемесячно готовьтесь отнести на себестоимость в качестве амортзации 0,83% от стоимости оборудования.

Для 5 летнего срока окупаемости этот показатель составит 1,7%. 

А для 3-х лет окупаемости, ежемесячные платежи составят 2,8% от стоимости оборудования, и их необходимо РЕАЛЬНО учитывать в себестоимости.

  • Платежи % по кредиту и лизингу (стоимость денег)

В настоящее время большинству хлебопекарных предприятий доступны кредитные средства по ставке от 18 до 24%. Соответственно, в ежемесячной себестоимости следует учесть 1,5 – 2% от стоимости оборудования.

При этом стоимость денег нужно учитывать, даже если вы используете собственные средства без кредита. Только тогда обычно используют другой способ расчета.

Как мы видим показатель стоимости денег сопоставим со стоимостью оборудования.

  • Норма обслуживания.

Предприниматель должен определиться со степенью необходимой автоматизации.

Доля зарплаты рабочего персонала с учетом всех налогов резко возросла в последнее время. В этой связи автоматизированные мини пекарни начали выигрывать в себестоимости выпечки у пекарен использующих ручной труд.

  • Накладные расходы.

Зарплата директора и бухгалтера, кладовщика и грузчика, затраты на рекламу, маркетинг и сбыт, арендные платежи, транспортные расходы, содержание и оборудование офиса, склада, помещений и т.п.

Как правило они колеблются от 300 до 600% от затрат на рабочий персонал.

  • Ремонтные расходы.

Эти затраты больше связаны с ценой оборудования начиная со второго- третьего года эксплуатации. Дешевое оборудование чаще ломается, но дешевле в ремонте.

Практически по всем данным и по любому оборудованию в среднем ремонтные затраты равны 5-7% стоимости оборудования в год. Т.е. отнести на себестоимость по этой статье необходимо 0,5% от стоимости оборудования в месяц.

Ясно, что выбирая импортное (как более качественное оборудование, с чем далеко не всегда готовы согласиться мы как отечественные производители, позиционирующие свои изделия как полностью импортозамещающие) пекарь изначально обрекает себя на серьезные расходы в перспективе.

Например замена газового теплового блока печи Миве в четверо дороже, аналогичной операции с печью Ротор-Агро, при многократном увеличении срока простоя.

Любые затраты интересны в относительном измерении – в рублях на единицу типовой выпечки или на 1 кг выпечки.

Начинающему пекарю крайне важно решить сложную задачу - точно, без лишнего оптимизма спрогнозировать необходимый объем производства, определиться с ассортиментом, учесть время на переналадку оборудования. В результате он может получить множество вариантов со значительным разбросом по удельным затратам.

Торговый дом Индустрия-Холдинг и Тверской завод пищевого оборудования готовы, оказать помощь производителям хлеба, в разработке оптимального бизнес-плана, где будут учтены все технико-экономические параметры.

Мне особо приятно отметить, что предлагаемые нами мини пекарни серии «Волга» на базе печей Ротор-Агро, разработанные совместно с НИИ Хлебопекарной промышленности, имеют самые низкие издержки из известных нам реальных пекарен на рынке. Во многом это обусловлено ключевым оборудованием произведенным на Тверском заводе пищевого оборудования.

Предлагаемые нами ротационные печи Ротор-Агро 202 и Ротор-Агро 302 по издержкам лучшие на рынке при весьма высоком качестве и надежности, немного уступающие некоторым импортным аналогам, которые стоят в два - три раза дороже.

Ротор АГРО 302Г имеет издержки всего 1р. 80коп. на 1 формовой хлеб весом  0,5кг.

Следующая по показателям идет другая популярная отечественная печь с издержками – 1,9 руб. на 1 шт. хлеба 0,5кг.

Аналогичная итальянская печь Форни Фиорини -  2,4 рубля.

Ротационные печи МИВИ и Ревент – более 3 рублей.

В заключении  хочу пригласить хлебозаводы и мини пекарни к ознакомлению со всеми  нашими предложениями . А то что они станут для Вас экономически выгодны, мы не сомневаемся.

Приглашаю хлебопеков посетить наши предприятия – Тверской завод пищевого оборудования, Торговый дом, НИИ Хлебопекарной промышленности.

Приглашаем также к сотрудничеству коллег- производителей хлебопекарного оборудования, сервисные, инжиниринговые и торгующие организации.


Директор ООО «Индустрия-Холдинг»                А.А. Галаев